https://soc4m.ru/index.php/soc4m/issue/feedСоциология: методология, методы, математическое моделирование (Социология:4М)2025-01-17T19:40:09+03:00Михайлов Алексей Александровичsociology.4m@gmail.comOpen Journal Systems<p><strong>ISSN</strong> 1994-8964 (print), 2949-463Х (online)<br>С 2023 года выходит в сетевом формате<br><strong>Периодичность:</strong> 2 раза в год. Издается с 1991 года<br> <strong>Издатель:</strong> Институт социологии ФНИСЦ РАН<br><strong>Главный редактор</strong> - Н.С. Бабич, канд. соц. н.<br><strong>Индексируется:</strong> WoS RSCI, РИНЦ, <br>включен в перечень ВАК, категория К2<br><a href="https://journalrank.rcsi.science/ru/record-sources/details/29938/">Белый список. Уровень 3</a><br><strong>Рецензирование</strong>: двойное слепое<br>Журнал открытого доступа</p>https://soc4m.ru/index.php/soc4m/article/view/CRNKSC«Теорема Томаса» и самоисполняющееся пророчество: Методологический анализ понятий2025-01-17T19:40:07+03:00Николай Сергеевич Бабичsociolog@mail.ru<p>В статье предложен анализ использования «теоремы Томаса» в социологическом дискурсе на фоне распространенности убеждения, что данная «теорема» является синонимом «самоисполняющегося пророчества». Автор приводит доказательства в пользу того, что данные принципы описывают два частично пересекающиеся множества ситуаций, на основе анализа оригинальной формулировки теоремы, трактовки теоремы Р. Мертоном, а также соотношения логических объемов понятий. Основной вывод состоит в том, что лишь некоторые самоисполняющиеся пророчества объясняются теоремой Томаса и лишь некоторые случаи применимости теоремы относятся к самоисполняющимся пророчествам. Понимание данной терминологической тонкости, по всей видимости, было у У. А. Томаса и Р. Мертона, однако затем оказалось утраченным. Эта утрата затемнила смысл теоремы Томаса и ее методологическое значение. Автором также рассмотрено методологическое значение верно понимаемой теоремы Томаса, состоящее в возможности включения человеческой субъективности в каузально трактуемую реальность. Это позволяет классифицировать социальные онтологии на томасианские (включающие субъективную интерпретацию ситуаций в причинные цепочки, создающие реальность) и нетомасианские (исключающие субъективную интерпретацию ситуаций из числа каузально эффективных феноменов).</p>2025-01-17T00:00:00+03:00##submission.copyrightStatement##https://soc4m.ru/index.php/soc4m/article/view/HARLRAИспользование больших данных социальных сетей для анализа внутренней миграции населения2025-01-17T19:40:07+03:00Анастасия Сергеевна Максимоваlubijizn@yandex.ruАлександр Александрович Гребенюкgaa-mma@mail.ruИван Андреевич Алешковскийaleshkovski@yandex.ru<p>Статья посвящена разработке методики исследования миграционного движения населения на основе анализа больших данных социальных сетей через поиск закономерностей отражения процесса внутренней миграции в сообщениях пользователей социальных медиа. Проведенное исследование позволило оценить степень валидности и релевантности такого рода цифровых следов индивидов как источника эмпирических данных о внутренней миграции. Для формирования базы исходных эмпирических данных, состоящей из сообщений о переезде, опубликованных пользователями социальных сетей, использовалось программное решение в виде платформы Brand Analytics. В результате апробации методики была установлена фрагментарность исследовательских, аналитических и прогностических возможностей использования сообщений в социальных сетях в качестве источника данных о внутрироссийской миграции населения. В качестве перспективы развития подобных исследований предложен нарративный анализ на основе сформированной выборки сообщений пользователей, имеющих опыт переселения внутри страны.</p>2025-01-17T00:00:00+03:00##submission.copyrightStatement##https://soc4m.ru/index.php/soc4m/article/view/JAPJAJОпыт разработки процедуры вторичного анализа данных об отношении к России населения зарубежных стран (на примере Японии)2025-01-17T19:40:07+03:00Мария Александровна Шаповаловаshapochto@yandex.ru<p>Вниманию читателей представляется основанное на обобщении опыта аналогичных исследований схематическое изложение процедуры сбора и анализа вторичных данных об отношении к России общественного мнения зарубежных стран. Каждый приводимый элемент процедуры иллюстрируется на примере исследования отношения к России японцев.</p> <p>Предполагается, что соответствующая приведенной схеме процедура вторичного анализа должна давать информацию, отвечающую следующим требованиям: а) надежную и достоверную; б) с насколько это возможно однозначной и ясной интерпретацией; в) имеющую прогностическую ценность. Для их обеспечения необходимо учитывать, что 1) осмысленная интерпретация текущей динамики общественного мнения требует учета его исторического состояния на длительном отрезке времени; 2) «отношение к России» или любой другой стране представляет собой сложную, неоднородную и многомерную латентную переменную, поэтому для вторичного анализа желательно включение как можно большего количества фигурировавших в различных массовых опросах различных эмпирических индикаторов; 3) при этом «отношение к России» должно рассматриваться как единая переменная, что невозможно без редукции множества индикаторов, которая обеспечивается, как минимум, их однородностью.</p> <p>Выдвинутые условия, применяемые к репрезентативным массовым опросам, сталкиваются с тем, что их данные обычно имеют жесткие ограничения и в количестве индикаторов, и во временном покрытии, что порождает неизбежную фрагментарность данных. Поэтому собранная информация, как правило, может быть приведена, прежде всего, к некоторым обобщенным «качественным» оценкам ситуации. Которые затем, для обобщения и интерпретации могут быть формализованно объединены в индексы (например, индекс благоприятствования). На уровне индексов открываются возможности частичного и условного заполнения пропусков во фрагментарных данных.</p> <p>Применение описанных принципов и приемов к общественному мнению Японии позволило получить вывод о том, что на сегодняшний день установки к России в общественном мнении Японии претерпевают самый глубокий кризис за всю постсоветскую историю, и есть все основания для того, чтобы называть настроения японского общественного мнения выраженно антироссийскими. Получение этого вывода не потребовало самостоятельного сбора эмпирических данных, все требующиеся результаты опросов уже были в наличии в открытом доступе, при этом их объем и качество позволили осуществить анализ, который кажется достаточно надежным и достоверным.</p>2025-01-17T00:00:00+03:00##submission.copyrightStatement##https://soc4m.ru/index.php/soc4m/article/view/MPENUGРусскоязычные шкалы религиозности: аналитический обзор2025-01-17T19:40:08+03:00Мохаммад Харун Самунharoon.samun@gmail.com<p>Понятие «религиозность» прочно укоренено в языке и в механизмах социальной идентификации и дифференциации. В международной исследовательской практике задача обобщения и систематизации методик измерения религиозности была впервые решена справочником П. Хилла и Р. Худа. Но для применения шкал религиозности в российской практике необходима их апробация на российской выборке на русском языке. К сожалению, практически ориентированные обзоры шкал практически отсутствуют. Представляемая вниманию читателей статья написана с целью некоторого восполнения этого недостатка.</p> <p>В ходе исследования был сформулирован ряд критериев для отбора шкал по релевантности. Автору удалось найти всего четыре методики измерения религиозности, соответствующие всем пяти критериям: шкала «предрасположенность к религиозности», шкала центральности религиозности (CRS), опросник духовных переживаний, шкала религиозной приверженности RCI-10. Далее были сформулированы критерии для их упорядочения и оценки. Проведенная обзорная работа показала существование у каждого из перечисленных инструментов своих достоинств и недостатков. Шкала предрасположенности к религиозности обладает несомненным преимуществом краткости, легкости в применении и понимании респондентами и прозрачности интерпретации. Но данная методика нуждается в существенной доработке и полноценной апробации. Из оставшихся трех методик наиболее широкое распространение получила русскоязычная версия шкалы центральности религиозности. По-видимому, именно эта шкала должна быть рекомендована в качестве методики измерения религиозности «первого выбора». Шкалы религиозной приверженности и духовных переживаний также апробированы по высоким стандартам на российской выборке и обладают достаточными методическими качествами. Но их применение целесообразно в тех случаях, когда исследование имеет определенную тематическую специфику.</p>2025-01-17T00:00:00+03:00##submission.copyrightStatement##https://soc4m.ru/index.php/soc4m/article/view/PLYZIOСоциальное как категория/ Пер. с англ. Н. В. Иващенкова2025-01-17T19:40:08+03:00Джон Дьюиsociology.4m@gmail.comНаталия Викторовна Иващенковаivashenkova.natalia@yandex.ru<p>Вниманию читателей представляется перевод статьи Dewey J. Social as a category, The Monist, 1928, vol. 38, no. 2. P. 161-177.</p>2025-01-17T00:00:00+03:00##submission.copyrightStatement##https://soc4m.ru/index.php/soc4m/article/view/TUZEIKМягков А. Ю. Косвенные методы в сенситивных исследованиях. М.: ИНФРА-М, 2024. 245 с. ISBN 978-5-16-019344-1. DOI: 10.12737/2110854.2025-01-17T19:40:08+03:00Иван Владимирович Батыковivbatykov@socexpertiza.ru<p>-</p>2025-01-17T00:00:00+03:00##submission.copyrightStatement##https://soc4m.ru/index.php/soc4m/article/view/ZFUAQDНаучная жизнь2025-01-17T19:40:09+03:00_ От Редакцииsociology.4m@gmail.com<p>-</p>2025-01-17T00:00:00+03:00##submission.copyrightStatement##