Проект отраслевого стандарта фокус-групповых исследований

Научная статья
  • Василий Васильевич Иванов АНО «Центр экспертных исследований рынка», Москва, Россия ivanov@socioexpert.ru ORCID ID https://orcid.org/0009-0002-1534-305X
Для цитирования
Иванов В. В. Проект отраслевого стандарта фокус-групповых исследований // Социология: методология, методы, математическое моделирование (Социология:4М). 2024. № 58. С. 41-65. DOI: https://doi.org/10.19181/4m.2024.33.1.2 EDN: HYJWEC

Аннотация

Метод фокус-групп является одним из основных, обеспечивающих получение информации в социальных науках. Но при этом он остается предметом острых дискуссий на самом общем уровне — о содержательных аспектах реализации этого метода и даже о его определении. Дискутируется, в частности, вопрос о том, не являются ли прямо ошибочными и контрпродуктивными некоторые методические решения, предлагаемые под названием «фокус-групп». Такая ситуация способна нанести ущерб развитию как научных дисциплин, связанных с применением фокус-групп, так и рынку прикладных социологических исследований. Для купирования подобных рисков автор предлагает принять отраслевой стандарт фокус-групповых исследований, который будет содержать описание базового варианта метода и правила работы с его различными версиями. Предлагаемая в качестве проекта отраслевого стандарта совокупность норм затрагивает действия социальных исследователей по организации и проведению фокус-групп от момента получения запроса до взаимодействия с заказчиком после презентации отчета и включает в себя 7 этапов. На каждом этапе предлагаются меры, которые позволяют внести ясность в коммуникацию, эксплицировать подразумеваемые взаимные обязательства участников и дать заказчикам фокус-групповых исследований четкие ориентиры, позволяющие оценивать качество приобретаемых ими услуг. С другой стороны, он защищает исследователей, проводящих фокус-группы, от необоснованных требований и претензий со стороны заказчика. Представление авторских предложений в виде проекта стандарта предполагает их открытость для критики, обсуждения, дополнения и даже полного изменения. Автор также заранее дает разрешение на использование проекта стандарта любым заинтересованным лицам по их усмотрению.
Ключевые слова:
фокус-группы, фокусированные интервью, групповые интервью, качество социологических данных, стандартизация, регламентация, отраслевой стандарт

Биография автора

Василий Васильевич Иванов, АНО «Центр экспертных исследований рынка», Москва, Россия
Кандидат социологических наук, директор по исследованиям

Литература

1. Оберемко О. А., Терентьева Н. Н. Фокусированное интервью по Роберту Мертону: особенности и критерии эффективности метода // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2018, №. 6. С. 74-90. DOI: 10.14515/monitoring.2018.6.04. EDN: YZYHYL.

2. Соколов Н. В. Несгибаемая классика как повод для прагматической рефлексии // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2023, Т. 16, №. 4. С. 475-487. DOI: 10.21638/spbu12.2023.408.

3. Веселкова Н. В. Фокусированное интервью в отечественной практике // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2019, №. 4. С. 418-426. DOI: 10.14515/monitoring.2019.4.22. EDN: MZRYAM.

4. Желизнык М. Н. Онлайн фокус-группы: методическая рефлексия // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2023, Т. 15, №. 2. С. 51-71. DOI: 10.19181/inter.2023.15.2.3. EDN: MDLPPK.

5. Дмитриева Е. В. Фокус-группы в маркетинге и социологии. М.: Центр, 1998. 144 с. ISBN 5-88860-03903.

6. Мельникова О. Т. Фокус-группы: методы, методология, моделирование. М.: Аспект Пресс, 2007. 320 с. ISBN 978-5-7567-0449-5.

7. Лебедев П. А. Онлайновые фокус-группы. Возможности ограничения и особенности процедуры. М.: Проспект, 2015. 142 с.

8. Orvik A., Larun L., Berland A., Ringsberg K. C. Situational factors in focus group studies: A systematic review // International Journal of Qualitative Methods. 2013, Vol. 12, №. 1. P. 338-358. DOI: 10.1177/160940691301200116.

9. Пузанова Ж. В., Ларина Т. И., Гаспаришвили А. Т., Радкевич К. В., Захарова С. В. Личностные характеристики участников фокус-группового исследования как фактор повышения качества данных // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2021, Т. 21, №. 4. С. 722-738. DOI: 10.22363/2313-2272-2021-21-4-722-738. EDN: DJEMTE.

10. Акерлоф Дж. Рынок «лимонов»: неопределенность качества и рыночный механизм // THESIS. 1994, № 5. С. 91-104.

11. Белановский С. А., Никольская А. В. К дискуссии о фокус-группах // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022, №. 3(169). С. 373-393. DOI: 10.14515/monitoring.2022.3.1994. EDN: OLFZAP.

12. Белановский С. А., Никольская А. В. Что не так с фокус-группами? // Всероссийский экономический журнал ЭКО. 2021, №. 6(564). С. 99-118. DOI: 10.30680/ECO0131-7652-2021-6-99-118. EDN: UDTZHO.

13. Мельникова О. Т. Фокус-группы в маркетинговом исследовании. М.: Издательский центр Академия, 2003. 272 с. ISBN: 5-7695-0950-3.

14. Фоломеева Т. В. Использование проективных методик для повышения эффективности фокус-групп // Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2003, №. 17. С. 83-108. EDN: PEYCTF.

15. Morgan D. L. Focus groups as qualitative research (2nd ed.). Thousand Oaks, CA: Sage Publications, Inc., 1997. 80 p. DOI: 10.4135/9781412984287. ISBN: 9780761903437.

16. Белановский С. А. Метод фокус-групп. М.: Магистр, 1996. 543 с. ISBN: 978-5-9989-2839-0. EDN: SUPGZZ.

17. Богомолова Н. Н., Фоломеева Т. В. Фокус-группы как метод социально-психологического исследования. М.: Магистр, 1997. 80 с. ISBN 5-89317-050-4.

18. Крюгер Р. А., Кейси М. Э. Фокус-группы: практическое руководство. / Пер. с англ. Т. В. Клекота, А. И. Мороз. М.: Вильямс, 2003. 256 с. ISBN: 5-8459-0510-9.

19. Чеховский И. В. Метод фокус-групп: факторы эффективного использования. М.: РУДН, 2017. 128 с. ISBN: 978-5-209-07452-6.
HYJWEC
Статья

Поступила: 09.11.2024

Опубликована: 23.12.2024

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Иванов, В. В. (2024). Проект отраслевого стандарта фокус-групповых исследований. Социология: методология, методы, математическое моделирование (Социология:4М), (58), 41-65. https://doi.org/10.19181/4m.2024.33.1.2
Раздел
КАЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ В СОЦИОЛОГИИ