Обзор социологических баз данных по потреблению
Обзорная статья
Выражение признательности
Работа подготовлена в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ, выполнена в Лаборатории экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ в рамках проекта «Экономическое поведение домашних хозяйств» при поддержке Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ. Мы выражаем благодарность Котельниковой Зое Владиславовне и редакции журнала «Социология: методология, методы, математическое моделирование» (Социология: 4М) за ценные советы и комментарии по работе над текстом
Аннотация
В статье предлагается типология социологических выборочных обследований по потреблению. Дается подробное описание 106 баз данных по их географическому охвату, временны́м рамкам, институциональной принадлежности, доступу к данным, методологии формирования выборки и сбора данных, тематическому наполнению. Среди рассмотренных баз выделяются шесть основных типов обследований: 1) обследования экономики домашних хозяйств; 2) маркетинговые опросы потребителей; 3) индексы потребительских настроений; 4) обследования бюджетов времени домохозяйств; 5) разовые тематические исследования в области потребления; 6) репозитории количественных и качественных данных в области потребления. Выявленные типы обследований описаны по следующим характеристикам: темы, покрываемые исследованиями этого типа, институциональная принадлежность, тип выборки и сбора данных, режим доступа, возможности обогащения другими типами данных, преимущества и недостатки при использовании академическими исследователями. В онлайн-приложении предлагается полная таблица-навигатор по вошедшим в обзор обследованиям.
Ключевые слова:
потребление, выборочные обследования, опросные данные, панельные исследования, потребительское поведение, домохозяйства, потребители
Литература
Как россияне справляются с новым кризисом: Социально-экономические практики населения / Д.О. Стребков, Я.М. Рощина, А.А. Поплавская [и др.]; под ред. В.В. Радаева. М.: НИУ ВШЭ, 2023. 122 с. ISBN: 978-5-7598-2756-6. DOI: 10.17323/978-5-7598-2756-6. EDN: WKNRCY.
Радаев В.В. Социология потребления: основные подходы // Социологические исследования. 2005. № 1 (249). С. 5–18. EDN: OOYJUD.
McDonnell E.M. Budgetary units: A Weberian approach to consumption // American Journal of Sociology. 2013. Vol. 119, No. 2. P. 307–350. DOI: 10.1086/673295.
Warde A. Consumption: A sociological analysis. L.: Palgrave Macmillan, 2017. 252 p. DOI: 10.1057/978-1-137-55682-0.
Charmaz K. Constructing Grounded Theory: A Practical Guide Through Qualitative Analysis. Thousand Oaks, California: Sage, 2006. 224 p. ISBN: 9780761973539.
Katona G. To Spend or to Save? // Katona G. Psychological economics. New York: Elsevier, 1975. 438 p. ISBN: 0444990038.
Ибрагимова Д.Х., Николаенко С.А. Индекс потребительских настроений. М.: Поматур, 2005. 116 с.
Бюджеты – это не только деньги. Как мы тратим свое время? / Н.Д. Воронина, М.А. Нагерняк, Н.С. Михайлова, С.А. Тер-Акопов // Научный дайджест / Научный центр мирового уровня НИУ ВШЭ, «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала». 2023. № 3 (20). URL: https://www.hse.ru/data/2023/04/25/2028200119/Human_Capital_NCMU_Digest_20_Time-Budgets_2023%20(1).pdf (дата обращения: 01.08.2024).
Котельникова З.В. Эволюция подходов к концептуализации потребления в западной социологии // Социологический журнал. 2024. Т. 30, № 2. С. 8–32. DOI: 10.19181/socjour.2024.30.2.1. EDN: AZGKAJ.
Радаев В.В. Социология потребления: основные подходы // Социологические исследования. 2005. № 1 (249). С. 5–18. EDN: OOYJUD.
McDonnell E.M. Budgetary units: A Weberian approach to consumption // American Journal of Sociology. 2013. Vol. 119, No. 2. P. 307–350. DOI: 10.1086/673295.
Warde A. Consumption: A sociological analysis. L.: Palgrave Macmillan, 2017. 252 p. DOI: 10.1057/978-1-137-55682-0.
Charmaz K. Constructing Grounded Theory: A Practical Guide Through Qualitative Analysis. Thousand Oaks, California: Sage, 2006. 224 p. ISBN: 9780761973539.
Katona G. To Spend or to Save? // Katona G. Psychological economics. New York: Elsevier, 1975. 438 p. ISBN: 0444990038.
Ибрагимова Д.Х., Николаенко С.А. Индекс потребительских настроений. М.: Поматур, 2005. 116 с.
Бюджеты – это не только деньги. Как мы тратим свое время? / Н.Д. Воронина, М.А. Нагерняк, Н.С. Михайлова, С.А. Тер-Акопов // Научный дайджест / Научный центр мирового уровня НИУ ВШЭ, «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала». 2023. № 3 (20). URL: https://www.hse.ru/data/2023/04/25/2028200119/Human_Capital_NCMU_Digest_20_Time-Budgets_2023%20(1).pdf (дата обращения: 01.08.2024).
Котельникова З.В. Эволюция подходов к концептуализации потребления в западной социологии // Социологический журнал. 2024. Т. 30, № 2. С. 8–32. DOI: 10.19181/socjour.2024.30.2.1. EDN: AZGKAJ.
Дополнительные материалы
Статья
Поступила: 01.12.2024
Выпуск
Раздел
АНАЛИТИЧЕСКИЕ ОБЗОРЫ