Обзор социологических баз данных по потреблению

Обзорная статья
  • Дарья Руслановна Лебедева Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия dlebedeva@hse.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0001-9529-5355
    Elibrary Author_id 1124672 SPIN 9138-5419
    ResearchID AAZ-3188-2021
Выражение признательности
Работа подготовлена в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ, выполнена в Лаборатории экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ в рамках проекта «Экономическое поведение домашних хозяйств» при поддержке Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ. Мы выражаем благодарность Котельниковой Зое Владиславовне и редакции журнала «Социология: методология, методы, математическое моделирование» (Социология: 4М) за ценные советы и комментарии по работе над текстом

Аннотация

В статье предлагается типология социологических выборочных обследований по потреблению. Дается подробное описание 106 баз данных по их географическому охвату, временны́м рамкам, институциональной принадлежности, доступу к данным, методологии формирования выборки и сбора данных, тематическому наполнению. Среди рассмотренных баз выделяются шесть основных типов обследований: 1) обследования экономики домашних хозяйств; 2) маркетинговые опросы потребителей; 3) индексы потребительских настроений; 4) обследования бюджетов времени домохозяйств; 5) разовые тематические исследования в области потребления; 6) репозитории количественных и качественных данных в области потребления. Выявленные типы обследований описаны по следующим характеристикам: темы, покрываемые исследованиями этого типа, институциональная принадлежность, тип выборки и сбора данных, режим доступа, возможности обогащения другими типами данных, преимущества и недостатки при использовании академическими исследователями. В онлайн-приложении предлагается полная таблица-навигатор по вошедшим в обзор обследованиям.
Ключевые слова:
потребление, выборочные обследования, опросные данные, панельные исследования, потребительское поведение, домохозяйства, потребители

Биография автора

Дарья Руслановна Лебедева, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
Аспирантка школы по социологическим наукам, младший научный сотрудник Лаборатории экономико-социологических исследований, Преподаватель кафедры экономической социологии

Литература

Как россияне справляются с новым кризисом: Социально-экономические практики населения / Д.О. Стребков, Я.М. Рощина, А.А. Поплавская [и др.]; под ред. В.В. Радаева. М.: НИУ ВШЭ, 2023. 122 с. ISBN: 978-5-7598-2756-6. DOI: 10.17323/978-5-7598-2756-6. EDN: WKNRCY.

Радаев В.В. Социология потребления: основные подходы // Социологические исследования. 2005. № 1 (249). С. 5–18. EDN: OOYJUD.

McDonnell E.M. Budgetary units: A Weberian approach to consumption // American Journal of Sociology. 2013. Vol. 119, No. 2. P. 307–350. DOI: 10.1086/673295.

Warde A. Consumption: A sociological analysis. L.: Palgrave Macmillan, 2017. 252 p. DOI: 10.1057/978-1-137-55682-0.

Charmaz K. Constructing Grounded Theory: A Practical Guide Through Qualitative Analysis. Thousand Oaks, California: Sage, 2006. 224 p. ISBN: 9780761973539.

Katona G. To Spend or to Save? // Katona G. Psychological economics. New York: Elsevier, 1975. 438 p. ISBN: 0444990038.

Ибрагимова Д.Х., Николаенко С.А. Индекс потребительских настроений. М.: Поматур, 2005. 116 с.

Бюджеты – это не только деньги. Как мы тратим свое время? / Н.Д. Воронина, М.А. Нагерняк, Н.С. Михайлова, С.А. Тер-Акопов // Научный дайджест / Научный центр мирового уровня НИУ ВШЭ, «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала». 2023. № 3 (20). URL: https://www.hse.ru/data/2023/04/25/2028200119/Human_Capital_NCMU_Digest_20_Time-Budgets_2023%20(1).pdf (дата обращения: 01.08.2024).

Котельникова З.В. Эволюция подходов к концептуализации потребления в западной социологии // Социологический журнал. 2024. Т. 30, № 2. С. 8–32. DOI: 10.19181/socjour.2024.30.2.1. EDN: AZGKAJ.
Дополнительные материалы
Статья

Поступила: 01.12.2024

Раздел
АНАЛИТИЧЕСКИЕ ОБЗОРЫ