Списки подсказок для измерения родительских ценностей с точки зрения типологии Шварца

Научная статья

Аннотация

В статье рассматриваются методики измерения родительских ценностей в ключевых исследованиях с 1920-х по 2010-е гг. Списки желаемых качеств детей, предлагаемых респондентам для выбора или оценки, анализируются с точки зрения ценностной типологии Шварца, включающей измерения сохранения – открытости изменениям и самоутверждения – заботы о других. Установлено, что вопросники детализируют социально ориентированные ценности больше, чем индивидуалистические, причем сильнее акцентируют качества иерархической социальности, такие как послушание, опрятность, хорошие манеры, и уделяют меньше внимания альтруистическим видам поведения. Индивидуалистические ценности самостоятельности, самоутверждения и гедонизма не всегда получают адекватное отображение в вопросниках, что может быть связано с ограничительным характером ценностей для других по сравнению с ценностями для себя.
Ключевые слова:
родительские ценности, нормативные ожидания, типология ценностей Шварца, конформность, автономия, вопросник

Биография автора

Лидия Александровна Окольская, Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
Кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник сектора исследований личности

Литература

Kluckhohn C. Values and value-orientations in the theory of action: an exploration in definition and classification // Toward a General Theory of Action / Ed. by T. Parsons, E. A. Shils. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1955. P. 388–433.

Williams R.M.-Jr. American society: a sociological interpretation. 2nd ed. New York: Knopf, 1960. 575 р.

Kohn M.L., Schooler C. Class, occupation, and orientation // American Sociological Review. 1969. Vol. 34, № 5. P. 659–678.

Rokeach M. The role of values in public opinion research // The Public Opinion Quarterly. 1968–1969. Vol. 32, № 4. P. 547–559.

Дюркгейм Э. Моральное воспитание / Пер. с фр., вступ. ст., примеч. А.Б. Гофмана; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2021. 456 с. ISBN 978-5-7598-2530-2. DOI: 10.17323/978-5-7598-2530-2. EDN: QOJUNL.

Allport G.W. Study of Values: A Scale for Measuring the Dominant Interests in Personality. Manual. 3rd ed. Boston: Houghton Mifflin, 1960. 19 p.

Инглхарт Р. Культурная эволюция: как изменяются человеческие мотива¬ции и как это меняет мир / Пер. с англ. С.Л. Лопатиной, под ред. М.А. Завадской, В.В. Костенко, А.А. Широкановой; научн. ред. Э.Д. Понарин. М.: Мысль, 2018. 347 с. ISBN 978-5-244-01202-6.

Hofstede G. National cultures in four dimensions: a research-based theory of cultural differences among nations // International Studies of Management & Organization. 1983. Vol. 13, № 1–2. Cross-Cultural Management: II. Empirical Studies. P. 46–74.

Schwartz S.H. Value orientations: Measurement, antecedents and consequences across nations // Measuring attitudes cross-nationally: lessons from the European Social Survey / Ed. by R. Jowell, C. Roberts, R. Fitzgerald, G. Eva. London: Sage, 2007. Р. 161–193. DOI: 10.4135/9781849209458.n9.

Kaasa A. Merging Hofstede, Schwartz, and Inglehart into a single system // Journal of Cross-Cultural Psychology. 2021. Vol. 52, № 4. P. 339–353. DOI: 10.1177/00220221211011244. EDN: DLPAKZ.

What values and traits do parents teach to their children? New data from 54 countries / M. Minkov, P. Dutt, M. Schachner [et al.] // Comparative Sociology. 2018. Vol. 17, № 2. P. 221–252. DOI: 10.1163/15691330-12341456. EDN: YBSMFF.

Bengtson V.L. Generation and family effects in value socialization // American Sociological Review. 1975. Vol. 40, № 3. P. 358–371.

Магун В.С., Руднев М.Г. За пределами «человека советского»: россияне в европейской ценностной типологии: [коллективная монография] // Демонтаж коммунизма. Тридцать лет спустя / Под ред. К. Рогова. М.: Новое литературное обозрение, 2021. С. 325–353. EDN: LIOTPG. (Кирилл Рогов внесен Минюстом РФ в реестр иноагентов)

Lynd R.S., Lynd H.M. Middletown: a study in contemporary American culture. New York: Harcourt, Brace & Co., 1929. 550 p. ISBN 0156595508, 9780156595506.

Duvall E.M. Conceptions of parenthood // American Journal of Sociology. 1946. Vol. 52, № 3. Р. 193–203. DOI: 10.1086/219984.

Inkeles A. Industrial man: the relation of status to experience, perception, and value // American Journal of Sociology. 1960. Vol. 66, № 1. Р. 1–31.

Kohn M.L. Social class and parental values // American Journal of Sociology. 1959. Vol. 64, № 4. P. 337–351. DOI: 10.1086/222493.

Lenski G. The religious factor: a sociological study of religion impact on politics, economics, and family life. New York: Doubleday & Company, Inc., 1963. 381 p.

World Values Survey Trend File (1981–2022) Cross-National Data-Set / Ed. by C. Haerpfer, R. Inglehart, A. Moreno [et al.]. Madrid; Vienna: JD Systems Institute & WVSA Secretariat, 2022. DOI: 10.14281/18241.23.

Inkeles A. Social change and social character: the role of parental mediation // Journal of Social Issues. 1955. Vol. 11, № 2. P. 12–23. DOI: 10.1111/j.1540-4560.1983.tb00183.x.

Winter G. Methodological reflection on “the religious factor” // Journal for the Scientific Study of Religion. 1962. Vol. 2, № 1. P. 53–63.

Wuthnow R. “The religious factor” revisited // Sociological Theory. 2004. Vol. 22, № 2. Religion, stratification, and evolution in human societies: essays in honor of Gerhard E. Lenski. P. 205–218. DOI: 10.1111/j.0735-2751.2004.00212.x.

Alwin D.F. Trends in parental socialization values: Detroit, 1958–1983 // American Journal of Sociology. 1984. Vol. 90, № 2. P. 359–382.

Садмен С., Брэдберн Н. Как правильно задавать вопросы: введение в проектирование массовых обследований / Пер. с англ. А.А. Виницкой; науч. ред. перевода Д.М. Рогозин. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2002. 382 с. ISBN: 5-93947-005-X. EDN: YLMHQL.

General Social Surveys, 1972–2018: cumulative codebook / T.W. Smith, M. Davern, J. Freese, S.L. Morgan. Chicago: NORC, 2019. 3758 p. ISBN 978-0- 932132-75-8.

Morgan W.R., Alwin D.F., Griffin L.J. Social origins, parental values, and the transmission of inequality // American Journal of Sociology. 1979. Vol. 85, № 1. P. 156–166.

Pineo P.C., Looker D.E. Class and conformity in the Canadian setting // The Canadian Journal of Sociology / Cahiers Сanadiens de Sociologie. 1983. Vol. 8, № 3. P. 293–317. DOI: 10.2307/3340107.

Parents’ child-rearing values and beliefs in the United States and Russia: the impact of culture and social class / J.R.H. Tudge, D.M. Hogan, I.A. Snezhkovac [et al.] // Infant and Child Development. 2000. Vol. 9, № 2. P. 105–121. DOI: 10.1002/1522-7219(200006)9:2<105::AID-ICD222>3.0.CO;2-Y.

Child-rearing values in Southern Brazil: mutual influences of social class and parents’ perceptions of their children’s development / J.R.H. Tudge, R.S.C. Lopes, C.A. Piccinini [et al.] // Journal of Family Issues. 2013. Vol. 34, № 10. P. 1379–1400. DOI: 10.1177/0192513X12453820.

Petersen L.R., Lee G.R., Ellis G.J. Social structure, socialization values, and disciplinary techniques: a cross-cultural analysis // Journal of Marriage and Family. 1982. Vol. 44, № 1. P. 131–142.

Alwin D.F. Changes in qualities valued in children in the United States, 1964 to 1984 // Social Science Research. 1989. Vol. 18. P. 195–236. EDN: HKNBNZ.

Pearlin L.I., Kohn M.L. Social class, occupation, and parental values: a cross-national study // American Sociological Review. 1966. Vol. 31, № 4. Р. 466–479.

Kohn M.L., Carroll E.E. Social class and the allocation of parental responsibilities // Sociometry. 1960. Vol. 23, № 4. P. 372–392.

Kohn M.L. Social class and parent-child relationships: An Interpretation // American Journal of Sociology. 1963. Vol. 68, № 4. P. 471–480.

Wright J.D., Wright S.R. Social class and parental values for children: a partial replication and extension of the Kohn thesis // American Sociological Review. 1976. Vol. 41, № 3. P. 527–537.

Alwin D.F., Krosnick J.A. The measurement of values in surveys: a comparison of ratings and rankings // Public Opinion Quarterly. 1985. Vol. 49, № 4. P. 535–552. DOI: 10.1086/268949.

Granato J., Inglehart R., Leblang D. The effect of cultural values on economic development: theory, hypotheses, and some empirical tests // American Journal of Political Science. 1996. Vol. 40, № 3. P. 607–631.

Окольская Л.А. Индивидуалистические и социально ориентированные родительские ценности в российских регионах // Социологические исследования. 2020. № 7. С. 93–105. DOI: 10.31857/S013216250009298-0. EDN: UJHXFG.

Окольская Л.А. Российские родительские ценности в межстрановом контексте с 1990–1991 по 2017–2020 гг. // Социологический журнал. 2021. Т. 27, № 4. С. 32–52. DOI: 10.19181/socjour.2021.27.4.8643. EDN: RWAAVR.

Fjellvang T. Socialization values, cultural-religious zones and modernization theory // European Sociological Review. 2010. Vol. 26, № 2. Р. 196–211. DOI: 10.1093/esr/jcq002.

Sieben I., Halman L. Religion and parental values in a secularized country: evidence from the Netherlands // Social Compass. 2014. Vol. 61, № 1. P. 121–140. DOI: 10.1177/0037768613513946.

Acevedo G.A., Ellison Ch.G., Yilmaz M. Religion and childrearing values in Turkey // Journal of Family Issues. 2013. Vol. 20, № 10. P. 1–29. DOI: 10.1177/0192513X13504921.

Зеликова Ю. Влияние социальной политики и родительских ценностей на семейное поведение и воспитание детей: межстрановой анализ // Журнал исследований социальной политики. 2012. Т. 10, № 3. С. 343–360. EDN: PFEWOT.

Bond M.H., Lun V.M.-Ch. Citizen-making: The role of national goals for socializing children // Social Science Research. 2014. Vol. 44. P. 75–85. DOI: 10.1016/j.ssresearch.2013.11.002. EDN: SRJKMD.

Sieben I. Child-rearing values: the impact of intergenerational class mobility // International Sociology. 2017. Vol. 32, № 3. P. 369–390. DOI: 10.1177/0268580917693954.

Xiao H. Class, gender, and parental values in the 1990s // Gender and Society. 2000. Vol. 14, № 6. P. 785–803. DOI: 10.1177/089124300014006005. EDN: JMBXEP.

Inglehart R., Baker W.E. Modernization, cultural change, and the persistence of traditional values // American Sociological Review. 2000. Vol. 65, № 1. P. 19–51. EDN: GSHGFR.

Doepke M., Zilibotti F. Love, money, and parenting: how economics explains the way we raise our kids. Princeton, NJ: Princeton University Press, 2019. 368 p. ISBN 9780691184210. DOI: 10.1515/9780691184210.

Нормы и мораль в социологической теории: от классических концепций к новым идеям: [монография] / Р.Н. Абрамов, А.В. Быков, К.А. Гаврилов [и др.]; отв. ред. И.Ф. Девятко, Р.Н. Абрамов, И.В. Катерный; ФНИСЦ РАН. М.: Весь Мир, 2017. 288 с. ISBN: 978-5-7777-0706-2. EDN: YVZJMT.

Miguel I., Valentim J.P., Carugati F. Social representations of the development of intelligence, parental values and parenting styles: a theoretical model for analysis // European Journal of Psychological Education. 2013. Vol. 28, № 4. P. 1163–1180. DOI: 10.1007/s10212-012-0160-3. EDN: DCTHEJ.

Voicu B. Measuring child-rearing values. a research note // Social Change Review. 2012. Vol. 10, № 1. P. 47–70. DOI: 10.2478/scr-2013-0011.
Статья

Поступила: 01.02.2023

Опубликована: 31.12.2023

Раздел
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МЕТОДОЛОГИИ И МЕТОДИКИ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ