Представления молодежи о стране эпохи СССР

  • Галина Иосифовна Саганенко Социологический институт РАН galina@is2604.spb.edu
  • Ольга Александровна Воронцова Строительная компания «IBT-СТРОЙ» olga-vorontsova-@mail.ru
Выражение признательности
Статья подготовлена в рамках проекта «Право на образование в российском обществе. Социальные практики деприваций в системах российского образования» (РГНФгрант 05-03-10107а) и проекта «Статус социальной реальности в социологии» (РФФИгрант 06-06-80441)
Для цитирования
Саганенко Г. И., Воронцова О. А. Представления молодежи о стране эпохи СССР // Социология: методология, методы, математическое моделирование (Социология:4М). 2016. № 27. С. 158-187.

Аннотация

В статье представлены результаты исследования, посвященного изуче­нию отношения молодежи к Советскому Союзу и в инструментарий которого были включены разные форматы открытых вопросов, позволив­ших респондентам показать фокусы своей памяти, продемонстрировать значимые для них коллизии и события в истории страны. Выявлены позитивные и негативные ассоциации и оценено состояние истори­ческой памяти молодого поколения на примере трех групп студентов и школьников. Определены закономерности, из которых следует, что история воспринимается не как история своей страны, а как учебный предмет или как массовая идеология, и в исторической картине страны промаркированы как значимые только немногие единичные факты.
Ключевые слова:
исторические представления, эпоха СССР, историческая память, методология открытых вопросов, пермутационные словари, события на временной оси

Биографии авторов

Галина Иосифовна Саганенко, Социологический институт РАН
доктор социологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник
Ольга Александровна Воронцова, Строительная компания «IBT-СТРОЙ»
менеджер по строительству

Литература

Грушин Б.А. Четыре жизни России в зеркале опросов общественного мнения: Очерки массового сознания россиян времен Хрущева, Брежнева, Горбачева, Ельцина: В 4 кн. Жизнь первая: Эпоха Хрущева. М.: Прогресс-Традиция, 2001.



Какой правитель нужен России сегодня?//http://bd.fom.ru/report/map/o904912.



Из перечисленных руководителей России укажите того, при котором, по вашему мнению, простым людям жилось лучше всего//http://bd.fom.ru/report/map/t8046322.



Великая Н.М. К вопросу о перспективах консолидации общества и власти//http://elis.pstu.ru/velikaya.htm.



Черняк А. Кем мы себя ощущаем и в каком обществе хотели бы жить?:По материалам аналитического доклада ИКСИ РАН и представительства Фонда им. Фридриха Эберта (Германия) в РФ//http://russia-today.ru/2005/no_01/01_topic_1.htm.



Динамика отношения к распаду СССР//http://bd.fom.ru/report/map/of014603.



Трудное прощание с Советским Союзом//http://www.iea.ras.ru/lib/neotl/21012003170849.htm.



Саганенко Г.И. Многообразие возможностей социологического изучения сферы образования. Кн. 1: Обоснование и технологии социологических исследований, базированных на текстах. СПб.: Издательский центр ГНУ «ИОВ РАО», 2004.



Влияние учителей на мировоззрение учеников//http://bd.fom.ru/report/cat/man/valuable/d054028.
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Саганенко, Г. И., & Воронцова, О. А. (2016). Представления молодежи о стране эпохи СССР. Социология: методология, методы, математическое моделирование (Социология:4М), (27), 158-187. извлечено от https://soc4m.ru/index.php/soc4m/article/view/4060
Раздел
КАЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ