Представления молодежи о стране эпохи СССР
Выражение признательности
Статья подготовлена в рамках проекта «Право на образование в российском обществе. Социальные практики деприваций в системах российского образования» (РГНФгрант 05-03-10107а) и проекта «Статус социальной реальности в социологии» (РФФИгрант 06-06-80441)
Для цитирования
Саганенко Г. И., Воронцова О. А. Представления молодежи о стране эпохи СССР // Социология: методология, методы, математическое моделирование (Социология:4М). 2016. № 27. С. 158-187.
Аннотация
В статье представлены результаты исследования, посвященного изучению отношения молодежи к Советскому Союзу и в инструментарий которого были включены разные форматы открытых вопросов, позволивших респондентам показать фокусы своей памяти, продемонстрировать значимые для них коллизии и события в истории страны. Выявлены позитивные и негативные ассоциации и оценено состояние исторической памяти молодого поколения на примере трех групп студентов и школьников. Определены закономерности, из которых следует, что история воспринимается не как история своей страны, а как учебный предмет или как массовая идеология, и в исторической картине страны промаркированы как значимые только немногие единичные факты.
Ключевые слова:
исторические представления, эпоха СССР, историческая память, методология открытых вопросов, пермутационные словари, события на временной оси
Литература
Грушин Б.А. Четыре жизни России в зеркале опросов общественного мнения: Очерки массового сознания россиян времен Хрущева, Брежнева, Горбачева, Ельцина: В 4 кн. Жизнь первая: Эпоха Хрущева. М.: Прогресс-Традиция, 2001.
Какой правитель нужен России сегодня?//http://bd.fom.ru/report/map/o904912.
Из перечисленных руководителей России укажите того, при котором, по вашему мнению, простым людям жилось лучше всего//http://bd.fom.ru/report/map/t8046322.
Великая Н.М. К вопросу о перспективах консолидации общества и власти//http://elis.pstu.ru/velikaya.htm.
Черняк А. Кем мы себя ощущаем и в каком обществе хотели бы жить?:По материалам аналитического доклада ИКСИ РАН и представительства Фонда им. Фридриха Эберта (Германия) в РФ//http://russia-today.ru/2005/no_01/01_topic_1.htm.
Динамика отношения к распаду СССР//http://bd.fom.ru/report/map/of014603.
Трудное прощание с Советским Союзом//http://www.iea.ras.ru/lib/neotl/21012003170849.htm.
Саганенко Г.И. Многообразие возможностей социологического изучения сферы образования. Кн. 1: Обоснование и технологии социологических исследований, базированных на текстах. СПб.: Издательский центр ГНУ «ИОВ РАО», 2004.
Влияние учителей на мировоззрение учеников//http://bd.fom.ru/report/cat/man/valuable/d054028.
Какой правитель нужен России сегодня?//http://bd.fom.ru/report/map/o904912.
Из перечисленных руководителей России укажите того, при котором, по вашему мнению, простым людям жилось лучше всего//http://bd.fom.ru/report/map/t8046322.
Великая Н.М. К вопросу о перспективах консолидации общества и власти//http://elis.pstu.ru/velikaya.htm.
Черняк А. Кем мы себя ощущаем и в каком обществе хотели бы жить?:По материалам аналитического доклада ИКСИ РАН и представительства Фонда им. Фридриха Эберта (Германия) в РФ//http://russia-today.ru/2005/no_01/01_topic_1.htm.
Динамика отношения к распаду СССР//http://bd.fom.ru/report/map/of014603.
Трудное прощание с Советским Союзом//http://www.iea.ras.ru/lib/neotl/21012003170849.htm.
Саганенко Г.И. Многообразие возможностей социологического изучения сферы образования. Кн. 1: Обоснование и технологии социологических исследований, базированных на текстах. СПб.: Издательский центр ГНУ «ИОВ РАО», 2004.
Влияние учителей на мировоззрение учеников//http://bd.fom.ru/report/cat/man/valuable/d054028.
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
APA
Саганенко, Г. И., & Воронцова, О. А. (2016). Представления молодежи о стране эпохи СССР. Социология: методология, методы, математическое моделирование (Социология:4М), (27), 158-187. извлечено от https://soc4m.ru/index.php/soc4m/article/view/4060
Выпуск
Раздел
КАЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ