Использование проективных методик для повышения эффективности фокус-групп

  • Татьяна Владимировна Фоломеева Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова sociology.4m@gmail.com
Для цитирования
Фоломеева Т. В. Использование проективных методик для повышения эффективности фокус-групп // Социология: методология, методы, математическое моделирование (Социология:4М). 2016. № 17. С. 83-108.

Аннотация

В статье обсуждается проблема эффективности фокус-группы, влияния процессов групповой динамики на результативность метода, использования дополнительных методических процедур. Особое внимание уделяется значимости применения проективных методик в качественном исследовании с целью конкретизации получаемой информации и повышения эффективности исследования. На материале конкретного эмпирического исследования показаны возможности и принципы стандартизации проективных методик, используемых для получения субъективной закрытой информации. В частности, приведен пример стандартизации процедуры интерпретации результатов психологического рисунка с помощью метода биполярных шкал (модифицированного семантического дифференциала).
Ключевые слова:
качественные методы, фокус-группа, фокусированное интервью, психологический рисунок, результативность фокус-группы, брэнд, интерпретация результатов, групповая динамика, проективные методики, семантический дифференциал

Биография автора

Татьяна Владимировна Фоломеева, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
доцент кафедры социальной психологии факультета психологии

Литература

Белановский С.А. Метод фокус-групп. М.: Магистр, 1997.



Богомолова Н.Н., Мельникова О.Т., Фоломеева Т.В. Фокус-группы как качественный метод в прикладных социально-психологических исследованиях//Введение в практическую социальную психологию. 2-е изд. испр. М.: Смысл, 1996. С. 281-304.



Дмитриева Е.В. Фокус-группы в маркетинге и социологии. М.: Центр, 1998.



Фоломеева Т.В. Фокус-группа как качественный метод социально-психологического исследования//Методы социально-психологического исследования. Кемерово, 2002.



Krueger R.A. Quality Control in Focus Group//Successful Focus Group. N.Y., 1993.



Stewart D.W., Shamdasani P.N. Focus Groups: Theory and Practice. L.; N.Y.: The International Professional Publishers, 1990.



Кpичевский P.Л., Дубовскaя Е.М. Социальная психология малой группы. М.: Аспект-Пресс, 2001.



Shaw M.E. Group Dynamics: The Psychology of Small Group Behavior. 3rd ed. N.Y.: McGraw-Hill, 1981.



Меpтон P.Л., Фиске М., Кендaлл P.З. Фокусированное интервью/Пеp. с aнгл. М., 1991.



Батов В.И. Психологический анализ детского рисунка на тему чернобыльской трагедии//Вопросы психологии. 1987. №



С. 26-32.



Артемьева Е.Ю., Ковалев Г.А., Семилет Н.В. Изображение как инструмент измерения межличностных отношений//Вопросы психологии. 1988. № 6. С. 120-126.



Андреева Г.М. Психология социального познания: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Аспект-Пресс, 2000.
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Фоломеева, Т. В. (2016). Использование проективных методик для повышения эффективности фокус-групп. Социология: методология, методы, математическое моделирование (Социология:4М), (17), 83-108. извлечено от https://soc4m.ru/index.php/soc4m/article/view/3987
Раздел
ПРОЦЕДУРЫ СБОРА ДАННЫХ