Отрицание экспертности как методическая проблема

  • Ирина Владимировна Троцук Российский университет дружбы народов irina_trocuk@rambler.ru

Аннотация

В статье рассматриваются методические сложности, возникающие в экспертном опросе. Анализируются причины отрицания собственной компетентности экспертами на примере полуформализованного интервью, в котором уровень компетентности респондентов в заданном тематическом поле априори не вызывал сомнений. В качестве причин выделены вторичность и профанность вопросов, а также неучтенность в структуре гайда профессиональной дифференциации экспертного сообщества.
Ключевые слова:
экспертный опрос, компетентность, полуформализо­ванное интервью, экспертность, отрицание экспертности, вторичность вопроса, профанность вопроса

Биография автора

Ирина Владимировна Троцук, Российский университет дружбы народов
кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии

Литература

Wooley A.W., Gerbasi M.E., Chabris C.F., Kosslyn S.M., Hackman J.R. Bringing in the Experts: How Team Composition and Collaborative Planning Jointly Shape Analytic Effectiveness//Small Group Research. 2008. Vol. 39. No. 3. P. 352-371.



Stasser G., Stewart D.D., Wittenbaum G.M. Expert Roles and Information Exchange During Discussion: the Importance of Knowing Who Knows What//Journal of Experimental Social Psychology. 1995. Vol. 31. P. 244-265.



Баранов Л.Т., Птушкин А.И., Трудов А.В. Нечеткие множества в экспертном опросе//Социология: методология, методы, математические модели. 2004. № 19. С. 142-157.



Савельев Л.Я. Вероятностная модель экспертных оценок//Социология: методология, методы, математические модели. 2007. № 24. С. 169-182.



Gulich E. Conversational Techniques Used in Transferring Knowledge Between Medical Experts and Non-experts//Discourse Studies. 2003. Vol. 5(2). P. 235-263.



Шошин П. Б. Метод экспертных оценок. М.: Изд-во Московского университета, 1987.



Масленников Е.В. Метод интеграции концепций экспертов в социологическом исследовании: Выявление, оценка и обобщение эмпирического знания. М.: Изд-во Московского университета, 1992.



Луков В.А. Социальная экспертиза. М.: Институт молодежи, 1996.



Григорьев С.И., Растов Ю.Е. Начала современной социологии. М.: Магистр, 1999.



Ибраева Г.Ж., Петренко С.Ю., Булуктаев Ю.О. Экспертная оценка медиапространства Казахстана//Социологические исследования. 2004. № 6. С. 106-111.



Maranta A., Guddenheim M., Gisler P., Pohl C. The Reality of Experts and the Imagined Lay Person//Acta Sociologica. 2003. Vol. 46(2). P. 150-165.



Eisenhart C. The Humanist Scholar as Public Expert//Written Communication. 2006. Vol. 23. No. 2. P. 150-172.



McClean S., Shaw A. From Schism to Continuum? The Problematic Relationship Between Expert and Lay Knowledge -an Exploratory Conceptual Synthesis of Two Qualitative Studies//Qualitative Health Research. 2005. Vol. 15. No. 6. P. 729-749.



Ciapuscio G.E. Formulation and Reformulation Procedures in Verbal Interactions Between Experts and (Semi-)Laypersons//Discourse Studies. 2003. Vol. 5(2). P. 207-233.



Рогозин Д., Яшина А. Анализ коммуникативных сбоев в экспертном интервью//Социальная реальность: Журнал социологических наблюдений и сообщений. 2007. № 5. С. 86-101.
Раздел
ПОЛЕВЫЕ ЗАМЕТКИ