Образовательные траектории школьников Ярославской области: дискриминантный анализ в сравнении с логистической регрессией
Выражение признательности
Статья написана в рамках исследовательского проекта «Мониторинг образовательных и трудовых траекторий выпускников школ и вузов»разработанный НИУ ВШЭ. Особая благодарность Е.В. ГусевойД.М. ЯнбарисовойД.С. Попову
Для цитирования
Товар Гарсиа Э.Д. Образовательные траектории школьников Ярославской области: дискриминантный анализ в сравнении с логистической регрессией // Социология: методология, методы, математическое моделирование (Социология:4М). 2016. № 36. С. 65-93.
Аннотация
В статье приведены результаты исследования образовательных траекторий школьников Ярославской области. Основные выводы заключаются в том, что успеваемость школьника, образовательные планы его друзей и уровень образования его отца служат ключевыми предикторами решения продолжить образование. Благодаря этой информации можно узнать, какие школьники рискуют не продолжить обучение. Далее сравниваются возможности логистической регрессии и дискриминантного анализа для бинарных зависимых переменных. При наличии необходимых предпосылок для использования методов обе стратегии позволяют классифицировать школьников с приемлемой точностью.
Ключевые слова:
образовательная траектория, успеваемость, семейные ресурсы, человеческий капитал, логистическая регрессия, дискриминантный анализ, Ярославская область
Литература
Кузьмина Ю.В., Тюменева Ю.А. Читательская грамотность 15-летних школьников: значимость семейных, индивидуальных и школьных характеристик: по данным российской выборки PISA 2009 // Вопр. образования. 2011. № 3. C. 164–191.
Tovar-García E.D. Approaches to Study Educational and Occupational Trajectories and Outcomes // Papeles de Trabajo sobre Cultura, Educación y Desarrollo Humano. 2012. No. 8 (2). P. 1–19.
DiMaggio P. Cultural Capital and School Success: The Impact of Status Culture Participation on the Grades of U.S. High School Students // American Sociological Review. 1982. No. 47 (2). P. 189–201.
Coleman J.S. Social Capital in the Creation of Human Capital // American Journal of Sociology. 1988. No. 94. P. 95–120.
Hanushek E. Assessing the Effects of School Resources on Student Performance: An Update // Educational Evaluation and Policy Analysis. 1997. No. 19 (2). P. 141–164.
Farkas G. Cognitive Skills and Noncognitive Traits and Behaviors in Stratification Processes // Annual Review of Sociology. 2003. No. 29. P. 541–562.
Lucas S.R. Effectively Maintained Inequality: Education Transitions, Track Mobility, and Social Background Effects // American Journal of Sociology. 2001. No. 106. P. 1642–1690.
Raftery A.E., Hout M. Maximally Maintained Inequality: Expansion, Reform, and Opportunity in Irish Education, 1921–75 // Sociology of Education. 1993. No. 66 (1). P. 41–62.
Rothman S. The Changing Influence of Socioeconomic Status on Student Achievement: Recent Evidence from Australia // LSAY Conference Papers. Paper Presented at the Annual Meeting of the American Educational Research Association. Chicago, 21–25 April, 2003.
Schildberg-Hoerisch H. Does Parental Employment Affect Children’s Educational Attainment? // Economics of Education Review. 2011. No. 30 (6). P. 1456–1467.
Breen R., Jonsson J.O. Inequality of Opportunity in Comparative Perspective: Recent Research on Educational Attainment and Social Mobility // Annual Review of Sociology. 2005. No. 31. P. 223–243.
OECD. PISA 2009 Results: Overcoming Social Background – Equity in Learning Opportunities and Outcomes. Vol. II. OECD, 2010.
Dostie B., Jayaraman R. Determinants of School Enrollment in Indian villages // Economic Development and Cultural Change. 2006. No. 54. P. 405–421.
Glick P., Sahn D. Schooling of Girls and Boys in a West African Country: The Effects of Parental Education, Income, and Household Structure // Economics of Education Review. 2000. No. 19 (1). P. 63–87.
Mani S., Hoddinott J., Strauss J. Determinants of Schooling Outcomes: Empirical Evidence from Rural Ethiopia // Fordham University, Department of Economics, Fordham Economics Discussion Paper Series. 2009.
Зарицкий Т. Культурный капитал и доступность высшего образования // Вестн. обществ. мнения. 2006. № 2 (82). С. 47–61.
Мкртчян Г.М., Шакин Е.Ю. Факторы социальной стратификации молодежи в сфере образования, на рынке труда и потребления // Мониторинг обществ. мнения. 2004. № 3 (71). С. 95–105.
Очкина А.В. Культурный капитал семьи как фактор социального поведения // Мир России. 2010. № 1. С. 67–88.
Петренко Е.С., Галицкая Е.Г. Ресурсный потенциал семьи и образовательные траектории детей и взрослых // Вопр. образования. 2007. № 3. С. 240–254.
Чередниченко Г.А. Образовательные и профессиональные траектории выпускников средних школы // Социол. исслед. 2010. № 7. С. 88–95.
Кузьмина Ю.В., Тюменева Ю.А., Попов Д.С. Современные образовательные траектории школьников и студентов // Социол. исслед. 2012. № 2. C. 135–142.
Roshchina Y. Accessibility of Professional Education in Russia // Berlin, ESCIRRU Working Paper No. 13. 2010. P. 1–48.
Gujarati D.N. Basic Econometrics, 4th ed. USA: McGraw Hill, 2004.
Hastie T., Tibshirani R., Friedman J. The Elements of Statistical Learning: Data Mining, Inference, and Prediction, 2nd ed. N.Y.: Springer, 2008.
Fisher R.A. The Use of Multiple Measurements in Taxonomic Problems // Annals of Eugenics. 1936. No. 7(2). P. 179–188.
Электронный учебник по статистике. М.: StatSoft, 2012. URL: http://www. statsoft.ru/home/textbook/default.htm (дата обращения: 22.08.2013).
Fan X., Wang L. Comparing Linear Discriminant Function with Logistic Regression for the Two-group Classification Problem // Journal of Experimental Education. 1999. No. 67. P. 265–286.
Lei P., Koehly L.M. Linear Discriminant Analysis Versus Logistic Regression: A comparison of Classification Errors in the Two-group Case // Journal of Experimental Education. 2003. No. 72. P. 25–49.
Rausch J.R., Kelley K. A Comparison of Linear and Mixture Models for Discriminant Analysis under Nonnormality // Behavior Research Methods. 2009. No. 41. P. 85–98.
Holden J.E., Finch W.H., Kelley K. A Comparison of Two-Group Classification Methods // Educational and Psychological Measurement. 2011. No. 71(5). P. 870–901.
Tovar-García E.D. Approaches to Study Educational and Occupational Trajectories and Outcomes // Papeles de Trabajo sobre Cultura, Educación y Desarrollo Humano. 2012. No. 8 (2). P. 1–19.
DiMaggio P. Cultural Capital and School Success: The Impact of Status Culture Participation on the Grades of U.S. High School Students // American Sociological Review. 1982. No. 47 (2). P. 189–201.
Coleman J.S. Social Capital in the Creation of Human Capital // American Journal of Sociology. 1988. No. 94. P. 95–120.
Hanushek E. Assessing the Effects of School Resources on Student Performance: An Update // Educational Evaluation and Policy Analysis. 1997. No. 19 (2). P. 141–164.
Farkas G. Cognitive Skills and Noncognitive Traits and Behaviors in Stratification Processes // Annual Review of Sociology. 2003. No. 29. P. 541–562.
Lucas S.R. Effectively Maintained Inequality: Education Transitions, Track Mobility, and Social Background Effects // American Journal of Sociology. 2001. No. 106. P. 1642–1690.
Raftery A.E., Hout M. Maximally Maintained Inequality: Expansion, Reform, and Opportunity in Irish Education, 1921–75 // Sociology of Education. 1993. No. 66 (1). P. 41–62.
Rothman S. The Changing Influence of Socioeconomic Status on Student Achievement: Recent Evidence from Australia // LSAY Conference Papers. Paper Presented at the Annual Meeting of the American Educational Research Association. Chicago, 21–25 April, 2003.
Schildberg-Hoerisch H. Does Parental Employment Affect Children’s Educational Attainment? // Economics of Education Review. 2011. No. 30 (6). P. 1456–1467.
Breen R., Jonsson J.O. Inequality of Opportunity in Comparative Perspective: Recent Research on Educational Attainment and Social Mobility // Annual Review of Sociology. 2005. No. 31. P. 223–243.
OECD. PISA 2009 Results: Overcoming Social Background – Equity in Learning Opportunities and Outcomes. Vol. II. OECD, 2010.
Dostie B., Jayaraman R. Determinants of School Enrollment in Indian villages // Economic Development and Cultural Change. 2006. No. 54. P. 405–421.
Glick P., Sahn D. Schooling of Girls and Boys in a West African Country: The Effects of Parental Education, Income, and Household Structure // Economics of Education Review. 2000. No. 19 (1). P. 63–87.
Mani S., Hoddinott J., Strauss J. Determinants of Schooling Outcomes: Empirical Evidence from Rural Ethiopia // Fordham University, Department of Economics, Fordham Economics Discussion Paper Series. 2009.
Зарицкий Т. Культурный капитал и доступность высшего образования // Вестн. обществ. мнения. 2006. № 2 (82). С. 47–61.
Мкртчян Г.М., Шакин Е.Ю. Факторы социальной стратификации молодежи в сфере образования, на рынке труда и потребления // Мониторинг обществ. мнения. 2004. № 3 (71). С. 95–105.
Очкина А.В. Культурный капитал семьи как фактор социального поведения // Мир России. 2010. № 1. С. 67–88.
Петренко Е.С., Галицкая Е.Г. Ресурсный потенциал семьи и образовательные траектории детей и взрослых // Вопр. образования. 2007. № 3. С. 240–254.
Чередниченко Г.А. Образовательные и профессиональные траектории выпускников средних школы // Социол. исслед. 2010. № 7. С. 88–95.
Кузьмина Ю.В., Тюменева Ю.А., Попов Д.С. Современные образовательные траектории школьников и студентов // Социол. исслед. 2012. № 2. C. 135–142.
Roshchina Y. Accessibility of Professional Education in Russia // Berlin, ESCIRRU Working Paper No. 13. 2010. P. 1–48.
Gujarati D.N. Basic Econometrics, 4th ed. USA: McGraw Hill, 2004.
Hastie T., Tibshirani R., Friedman J. The Elements of Statistical Learning: Data Mining, Inference, and Prediction, 2nd ed. N.Y.: Springer, 2008.
Fisher R.A. The Use of Multiple Measurements in Taxonomic Problems // Annals of Eugenics. 1936. No. 7(2). P. 179–188.
Электронный учебник по статистике. М.: StatSoft, 2012. URL: http://www. statsoft.ru/home/textbook/default.htm (дата обращения: 22.08.2013).
Fan X., Wang L. Comparing Linear Discriminant Function with Logistic Regression for the Two-group Classification Problem // Journal of Experimental Education. 1999. No. 67. P. 265–286.
Lei P., Koehly L.M. Linear Discriminant Analysis Versus Logistic Regression: A comparison of Classification Errors in the Two-group Case // Journal of Experimental Education. 2003. No. 72. P. 25–49.
Rausch J.R., Kelley K. A Comparison of Linear and Mixture Models for Discriminant Analysis under Nonnormality // Behavior Research Methods. 2009. No. 41. P. 85–98.
Holden J.E., Finch W.H., Kelley K. A Comparison of Two-Group Classification Methods // Educational and Psychological Measurement. 2011. No. 71(5). P. 870–901.
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
APA
Товар Гарсиа, Э. Д. (2016). Образовательные траектории школьников Ярославской области: дискриминантный анализ в сравнении с логистической регрессией. Социология: методология, методы, математическое моделирование (Социология:4М), (36), 65-93. извлечено от https://soc4m.ru/index.php/soc4m/article/view/3744
Выпуск
Раздел
ПРАКТИКИ СБОРА И АНАЛИЗА ФОРМАЛИЗОВАННЫХ ДАННЫХ