Межэтническое общение в российских школах: изучение методом сетевого диадного анализа

  • Валерия Александровна Иванюшина Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Санкт-Петербург) v.ivaniushina@gmail.com
  • Даниил Александрович Александров Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Санкт-Петербург) da1581@gmail.com
Выражение признательности
Работа выполнена при поддержке Центра фундаментальных исследований НИУ ВШЭ (проекты ЦФИ 2010 – 2012 гг.)РГНФ (грант 11-03-00538а) и РФФИ (грант 12-06-00359)

Аннотация

Статья посвящена применению метода многоуровневого сетевого диадного анализа (multilevel р2 model) для изучения межэтнических отношений в школе. Обсуждаются возможности, преимущества и ограничения метода; сетевой подход сравнивается с методами изучения мнений и настроений. Приводятся результаты применения моделирования методом р2 для анализа сетей общения в 80 полиэтничных классах школ Санкт-Петербурга.
Ключевые слова:
социальные сети, диадный анализ, гомофилия, межэтнические отношения

Биографии авторов

Валерия Александровна Иванюшина, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Санкт-Петербург)
кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории социологии образования и науки
Даниил Александрович Александров, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Санкт-Петербург)
кандидат биологических наук, заведующий лаборатории социологии образования, профессор факультета социологии

Литература

Общественное мнение -2009. М.: Левада-Центр, 2009. С. 142-145.



Россия для русских или для всех россиян? Левада-Центр, 07.12.2009 [on-line]. URL:http://www.levada.ru/press/2009120702.html (дата обращения: 12.05.2012).



Проекты ФОМ. Отношение к мигрантам-соседям и мигрантам-коллегам [on-line]. URL:http://fom.ru/mir/10442м (дата обращения: 22.10.2012).



Дети мигрантов тормозят процесс школьного обучения//KM.RU, 28.10.2011 [on-line]. URL:http://www.km.ru/v-rossii/2011/10/28/obrazovanie-v-rossii/deti-migrantov-tormozyat-protsess-shkolnogo-obucheniya (дата обращения: 20.10.2012).



Покажите язык: скоро треть учеников в школах будут дети гастарбайтеров//Российская газета. 2012, 11 декабря [on-line]. URL: http://www.rg.ru/2012/10/11/spisok.html. (дата обращения: 22.10.2012).



Bogardus E.S. A Social Distance Scale//Sociology & Social Research. 1933. Vol. 17. P. 265-271.



Allport W.G. The Nature of Prejudice. N.Y.: Addison-Wesley, 1954.



Ybarra O., Martinez C.M., Schwarzwald J., Tur-Kaspa M. Prejudice toward Immigrants to Spain and Israel: An Integrated Threat Theory Analysis//Journal of Cross-Cultural Psychology. 1998 Vol. 29. P. 559-576.



Макаров А.Я. Особенности этнокультурной адаптации детей мигрантов в московских школах//Социологические исследования. 2010. № 8. С. 94-101.



Шлыкова Е.В. «Риск» как фактор интолерантного отношения к мигрантам//Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2010. № 30. С. 151-180.



Пиир А. Дети-мигранты: условия адаптации и формирование этнической идентичности//Этноконфессиональная карта Ленинградской области и сопредельных территорий-2. Третьи шёгреновские чтения: сборник статей. СПб.: Европейский дом, 2009. С. 300-310.



Панова Е.А., Федорова К.С. Иноэтничные дети в петербургской школе: мифы и реальность//Журнал исследований социальной политики. 2006. Т. 4. №1. С. 81-102.



Александров Д.А., Баранова В.В., Иванюшина В.А. Дети из семей мигрантов в школах Санкт-Петербурга: предварительные данные. СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2010.







Александров Д.А., Иванюшина В.А., Костенко В.В., Тенишева К.А., Савельева С.С. Положение детей мигрантов в Санкт-Петербурге. М.: Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ), 2012.







McPherson M., Smith-Lovin L., Cook J. Birds of a Feather: Homophily in Social Networks//Annual Review of Sociology. 2001. Vol. 27. P. 415-444.



Patchen M. Black-white Contact in Schools: Its Social and Academic Effects. Purdue Univ. Press, 1982.



Hallinan M.T., Williams R.A. Interracial Friendship Choices in Secondary Schools//American Sociological Review. 1989. Vol. 54. P. 67-78.



Khmelkov V.T., Hallinan M.T. Organizational Effects on Race Relations in Schools//Journal of Social Issues.1999. Vol. 55. P. 627-645.



Hallinan M.T. Sociological Perspectives on Black-white Inequalities in American Schooling//Sociology of Education. 2001. Vol. 74. P. 50-70.



Moody J. Race, School Integration, and Friendship Segregation in America//American Journal of Sociology.2001. Vol. 107. P. 679-716.



Duijn M.A.J., van, Vermunt J.K. What is Special about Social Network Analysis?//Methodology. 2006. Vol. 2. P. 2-6.



Baerveldt C., Duijn M., van, Vermeij L., Hemert D., van. Ethnic Boundaries and Personal Choice. Assessing the Influence of Individual Inclinations to Choose Intra- ethnic Relationships on Pupils’ Networks // Social Networks. 2004. Vol. 26. P. 55-74.



Baerveldt C., Zijlstra B., Wolf de M., Van Rossem R., Duijn M.A.J., van. Ethnic Boundaries in High School Students’ Networks in Flanders and the Netherlands // International Sociology. 2007. Vol. 22. P. 701-719.



Vermeij L., Duijn M., van, Baerveldt C. Ethnic Segregation in Context: Social Discrimination Among Native Dutch Pupils and Their Ethnic Minority Classmates//Social Networks. 2009. Vol. 31. P. 230-239.



Scott J.P. Social Network Analysis: A Handbook. 2nd edition. Sage Publications Ltd., 2000.



Wasserman S., Faust K. Social Network Analysis: Methods and Applications (Structural Analysis in the Social Sciences). Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1994.



Shrum W., Cheek N., Hunter S. Friendship in School: Gender and Racial Homophily//Sociology of Education. 1988. Vol. 61. No. 4. P. 227-239.



Alexandrov D., Baranova V., Ivaniushina V. Migrant Children in Russia. I. Migration, Ethnicity and Segregation in St. Petersburg//Sociology of Education and Science Laboratory Working Papers, SESL WP 001. St.Petersburg, 2012.



Duijn M.A.J., van et al. P2: a Random Effects Model with Covariates for Directed Graphs// Statistica Neerlandica. 2004. Vol. 58. P. 234-254.



Zijlstra B.J.H. et al. The Multilevel p2 Model: a Random Effects Model for the Analysis of Multiple Social Networks//Methodology. 2006. Vol. 2. P. 42-47.



Fong E., Isajiw W. Determinants of Friendship Choices in Multiethnic Society//Sociological Forum. 2000. Vol. 15. P. 249-271.



Chaiklin H. Attitudes, Behavior, and Social Practice//Journal of Sociology and Social Welfare. 2011. Vol. 38. P. 31-54.



Wicker A.W. Attitudes Versus Actions: the Relationship of Verbal and Overt Behavioral Responses to Attitude Objects//Journal of Social Issues. 1969. Vol. 25. P. 41-78.



LaPiere R.T. Attitudes vs. Actions // Social Forces. 1934. Vol. 13. P. 230-237.



Пашкевич А.В. Опыт совместного использования закрытых и открытых вопросов при изучении толерантности//Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2010. № 30. С. 131-150.



Titkova V., Ivaniushina V., Alexandrov D. Sociometric Popularity in School Context. (в печати).



Goodreau S.M. Advances in Exponential Random Graph (p*) Models Applied to a Large Social Network//Social Networks. 2007. Vol. 29. P. 231-248.



Handcock M.S., Hunter D.R., Butts C.T., Goodreau S.M., Morris M. Ergm: a Package to Fit, Simulate and Diagnose Exponential-family Models for Networks//Journal of Statistical Software. 2008. Vol. 24. P. 1-29.



Goodreau S.M., Kitts J.A., Morris M. Birds of a Feather, or Friend of a Friend? Using Exponential Random Graph Models to Investigate Adolescent Social Networks//Demography. 2009. Vol. 46. P. 103-125.
Раздел
ПРАКТИКИ СБОРА И АНАЛИЗА ФОРМАЛИЗОВАННЫХ ДАННЫХ