Потенциал рефлексивных методов в выявлении релевантных ценностей

  • Галина Иосифовна Саганенко Социологический институт РАН galina@is2604.spb.edu
  • Елена Игоревна Степанова Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» len.stepanova@gmail.com
  • Алексей Эдуардович Гегер Социологический институт РАН ageger@gmail.com
Выражение признательности
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФпроект № 08-03-00578а

Аннотация

В статье представлен качественный эмпирический метод изучения ценностей, построенный на идеологии и технологии двойных открытых вопросов, позволяющих респондентам не только называть ценности, но разъяснять их смысл. Рассматривается рефлексивная методика выявления ценностей, описываются ее познавательные возможности в сравнении с традиционным подходом, нацеленным на стандартизированное измерение ценностей. Количественные оценки позволяют определить значимость для респондентов тех или иных ценностей. Показано, что методика реагирует на специфику локального социально-культурного контекста, индивидуальных социально-демографических характеристик и свойств социальных групп. Представлен способ изучения влияния различных факторов, в частности, таких как пол респондентов, тип и статус их учебного заведения, страна проживания.
Ключевые слова:
рефлексивные методики, стандартизированное измерение ценностей, метод «выявление и измерение ценностей», двойные открытые вопросы, пакет ценностей, индивидуальные и групповые ценности, «популярность ценности», активность группы, дифференцирующие факторы

Биографии авторов

Галина Иосифовна Саганенко, Социологический институт РАН
доктор социологических наук, профессор,ведущий научный сотрудник
Елена Игоревна Степанова, Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ»
кандидат социологических наук, старший научный сотрудник
Алексей Эдуардович Гегер, Социологический институт РАН
младший научный сотрудник

Литература

Лапин Н.И. Функционально-ориентирующие кластеры базовых ценностей населения России и ее регионов // Социол. исслед. 2010. № 1. С. 28–36.



Смирнов Л.М. Базовые ценности – поиск истоков. Структуры в сознании личности, универсалии предпочтений и поиск оснований. Волгоград: Учитель, 2005.



Панфилова А.О. Ценностные ориентации населения приморья // Социол. исслед. 2004. № 10. С. 117–119.



Лисовский В.Т. Молодежь: любовь брак, семья: социологическое исследование. СПб.: Наука, 2003.



Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) // Социол. исслед. 2002. №1. С. 96–105.



Сурина И.А., Гайсанов К.Р. Этнические ценности студенчества: сущность, структура и методы исследования. М., 1998.



Карпухин О.И. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации // Социол. исслед. 1998. № 12. С. 89–94.



Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Отв. ред. В.А. Ядов. Л.: Наука. 1979.



Inglehart R. Changing Values among Western Publics from 1970 to 2006 // West European Politics. 2008. Vol. 31. P. 130–146.



European Social Survey [on-line]. URL: http://www.europeansocialsurvey.org.



Rokeach, M. The nature of human values. N.Y.: Free Press, 1973.



Гоштаутас А., Семенов А.А., Ядов В.А. Адаптированный вариант методики М. Рокича // Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л.: Наука, 1979.



Standard Eurobarometer 69. Spring 2008 [on-line]. URL: http://ec.europa. eu/public_opinion/archives/eb/eb69/eb69_values_en.pdf.



Саганенко Г.И. Многообразие возможностей социологического изучения сферы образования. Часть 1: Обоснование и технологии социологических исследований, базированных на текстах. СПб.: ГНУ ИОВ РАО, 2004.



Саганенко Г.И. Системы, форматы и познавательный потенциал открытых вопросов // Журнал социологии и социальной антропологии. 2001. Т. IV. № 4. С. 171–194.



Саганенко Г.И. Микро- и макросреда в методологии эмпирических социологических исследований // Петербургская социология сегодня: сб. научн. тр. / Социологический институт РАН. СПб.: Нестор-История, 2009. C. 13–40.



Саганенко Г.И., Каневский Е.А., Боярский К.К. Контексты эмпирического познания в социологии и возможности программы ВЕГА // Телескоп. 2008. № 6. С. 43–55.



Каневский Е.А., Саганенко Г.И. и др. Диалоговая система классификации и анализа текстов // Социология: методология, методы, математические модели. 1997. № 9. С. 198–215.



Многообразие возможностей социологического изучения сферы образования / Под ред. Г.И. Саганенко. СПб.: ГНУ ИОВ РАО, 2005. Ч. 2.



Саганенко Г.И., Воронцова О. А. Представления молодежи о стране эпохи СССР // Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2008. № 27. С. 158–177.



Саганенко Г.И. Значимость факторов в сравнительном контексте // Социол. исслед. 1988. № 2.
Раздел
ПРАКТИКА СБОРА И АНАЛИЗА ДАННЫХ