Потенциал рефлексивных методов в выявлении релевантных ценностей
Выражение признательности
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФпроект № 08-03-00578а
Аннотация
В статье представлен качественный эмпирический метод изучения ценностей, построенный на идеологии и технологии двойных открытых вопросов, позволяющих респондентам не только называть ценности, но разъяснять их смысл. Рассматривается рефлексивная методика выявления ценностей, описываются ее познавательные возможности в сравнении с традиционным подходом, нацеленным на стандартизированное измерение ценностей. Количественные оценки позволяют определить значимость для респондентов тех или иных ценностей. Показано, что методика реагирует на специфику локального социально-культурного контекста, индивидуальных социально-демографических характеристик и свойств социальных групп. Представлен способ изучения влияния различных факторов, в частности, таких как пол респондентов, тип и статус их учебного заведения, страна проживания.
Ключевые слова:
рефлексивные методики, стандартизированное измерение ценностей, метод «выявление и измерение ценностей», двойные открытые вопросы, пакет ценностей, индивидуальные и групповые ценности, «популярность ценности», активность группы, дифференцирующие факторы
Литература
Лапин Н.И. Функционально-ориентирующие кластеры базовых ценностей населения России и ее регионов // Социол. исслед. 2010. № 1. С. 28–36.
Смирнов Л.М. Базовые ценности – поиск истоков. Структуры в сознании личности, универсалии предпочтений и поиск оснований. Волгоград: Учитель, 2005.
Панфилова А.О. Ценностные ориентации населения приморья // Социол. исслед. 2004. № 10. С. 117–119.
Лисовский В.Т. Молодежь: любовь брак, семья: социологическое исследование. СПб.: Наука, 2003.
Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) // Социол. исслед. 2002. №1. С. 96–105.
Сурина И.А., Гайсанов К.Р. Этнические ценности студенчества: сущность, структура и методы исследования. М., 1998.
Карпухин О.И. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации // Социол. исслед. 1998. № 12. С. 89–94.
Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Отв. ред. В.А. Ядов. Л.: Наука. 1979.
Inglehart R. Changing Values among Western Publics from 1970 to 2006 // West European Politics. 2008. Vol. 31. P. 130–146.
European Social Survey [on-line]. URL: http://www.europeansocialsurvey.org.
Rokeach, M. The nature of human values. N.Y.: Free Press, 1973.
Гоштаутас А., Семенов А.А., Ядов В.А. Адаптированный вариант методики М. Рокича // Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л.: Наука, 1979.
Standard Eurobarometer 69. Spring 2008 [on-line]. URL: http://ec.europa. eu/public_opinion/archives/eb/eb69/eb69_values_en.pdf.
Саганенко Г.И. Многообразие возможностей социологического изучения сферы образования. Часть 1: Обоснование и технологии социологических исследований, базированных на текстах. СПб.: ГНУ ИОВ РАО, 2004.
Саганенко Г.И. Системы, форматы и познавательный потенциал открытых вопросов // Журнал социологии и социальной антропологии. 2001. Т. IV. № 4. С. 171–194.
Саганенко Г.И. Микро- и макросреда в методологии эмпирических социологических исследований // Петербургская социология сегодня: сб. научн. тр. / Социологический институт РАН. СПб.: Нестор-История, 2009. C. 13–40.
Саганенко Г.И., Каневский Е.А., Боярский К.К. Контексты эмпирического познания в социологии и возможности программы ВЕГА // Телескоп. 2008. № 6. С. 43–55.
Каневский Е.А., Саганенко Г.И. и др. Диалоговая система классификации и анализа текстов // Социология: методология, методы, математические модели. 1997. № 9. С. 198–215.
Многообразие возможностей социологического изучения сферы образования / Под ред. Г.И. Саганенко. СПб.: ГНУ ИОВ РАО, 2005. Ч. 2.
Саганенко Г.И., Воронцова О. А. Представления молодежи о стране эпохи СССР // Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2008. № 27. С. 158–177.
Саганенко Г.И. Значимость факторов в сравнительном контексте // Социол. исслед. 1988. № 2.
Смирнов Л.М. Базовые ценности – поиск истоков. Структуры в сознании личности, универсалии предпочтений и поиск оснований. Волгоград: Учитель, 2005.
Панфилова А.О. Ценностные ориентации населения приморья // Социол. исслед. 2004. № 10. С. 117–119.
Лисовский В.Т. Молодежь: любовь брак, семья: социологическое исследование. СПб.: Наука, 2003.
Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) // Социол. исслед. 2002. №1. С. 96–105.
Сурина И.А., Гайсанов К.Р. Этнические ценности студенчества: сущность, структура и методы исследования. М., 1998.
Карпухин О.И. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации // Социол. исслед. 1998. № 12. С. 89–94.
Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Отв. ред. В.А. Ядов. Л.: Наука. 1979.
Inglehart R. Changing Values among Western Publics from 1970 to 2006 // West European Politics. 2008. Vol. 31. P. 130–146.
European Social Survey [on-line]. URL: http://www.europeansocialsurvey.org.
Rokeach, M. The nature of human values. N.Y.: Free Press, 1973.
Гоштаутас А., Семенов А.А., Ядов В.А. Адаптированный вариант методики М. Рокича // Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л.: Наука, 1979.
Standard Eurobarometer 69. Spring 2008 [on-line]. URL: http://ec.europa. eu/public_opinion/archives/eb/eb69/eb69_values_en.pdf.
Саганенко Г.И. Многообразие возможностей социологического изучения сферы образования. Часть 1: Обоснование и технологии социологических исследований, базированных на текстах. СПб.: ГНУ ИОВ РАО, 2004.
Саганенко Г.И. Системы, форматы и познавательный потенциал открытых вопросов // Журнал социологии и социальной антропологии. 2001. Т. IV. № 4. С. 171–194.
Саганенко Г.И. Микро- и макросреда в методологии эмпирических социологических исследований // Петербургская социология сегодня: сб. научн. тр. / Социологический институт РАН. СПб.: Нестор-История, 2009. C. 13–40.
Саганенко Г.И., Каневский Е.А., Боярский К.К. Контексты эмпирического познания в социологии и возможности программы ВЕГА // Телескоп. 2008. № 6. С. 43–55.
Каневский Е.А., Саганенко Г.И. и др. Диалоговая система классификации и анализа текстов // Социология: методология, методы, математические модели. 1997. № 9. С. 198–215.
Многообразие возможностей социологического изучения сферы образования / Под ред. Г.И. Саганенко. СПб.: ГНУ ИОВ РАО, 2005. Ч. 2.
Саганенко Г.И., Воронцова О. А. Представления молодежи о стране эпохи СССР // Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2008. № 27. С. 158–177.
Саганенко Г.И. Значимость факторов в сравнительном контексте // Социол. исслед. 1988. № 2.