Трудности в преподавании качественной стратегии исследования

  • Виктор Рюрикович Цылев Мурманский государственный педагогический университет vrts@mail.ru

Аннотация

В статье рассматриваются трудности, возникающие в процессе обучения студентов качественной стратегии исследований и обусловленные противоречиями между теоретическим описанием методологических принципов качественного исследования и встречающимися случаями искажения этих принципов при практическом применении качественных методов. Обосновывается, что эти противоречия обусловлены многозначной трактовкой таких понятий, как парадигма, методология, метод, качественный метод.
Ключевые слова:
преподавание методов, качественный метод, качественная методология, парадигма, методология, метод, классическое исследование

Биография автора

Виктор Рюрикович Цылев, Мурманский государственный педагогический университет
кандидат философских наук, руководитель научно-исследовательской лаборатории социологических исследований

Литература

Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование: Качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики: Учеб. пособ. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2002.



Маслова О.М. Качественная и количественная социология: методология и методы (по материалам круглого стола) // Социология: методология, методы, математические модели.1995. № 5-6. С. 5–15.



Ростегаева Н.И. Методология и методы социологии в трансформирующемся обществе (по материалам круглого стола) // Социология: методология, методы, математические модели.1997. № 8. С. 190–205.



Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию: Учеб. пособ. для студентов вузов. М.: Добросвет, 1998.



Готлиб А.С. Количественный и качественный анализ: органическое единство или автономия // Социологические исследования. 2004. № 9. С. 3–14.



Социологический словарь / Отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М.: Норма, 2008.



Готлиб А.С. Качественное социологическое исследование: познавательные и экзистенциальные горизонты. Самара: Универс-групп, 2004.



Зборовский Г.Е. Метапарадигмальная модель теоретической социологии // Социологические исследования. 2008. № 4. С. 3–15.



Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности. 7-е изд. М.: Добросвет, 2003.



Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. 3-е изд. М.: КДУ, 2003.



Кун Т. Структура научных революций / Пер. с англ. И.З. Налетова; Общ. ред. и послесл. С.Р. Микулинского, Л.А. Марковой. М.: Прогресс, 1975.



Черникова И.В. Современная наука и научное познание в зеркале философской рефлексии // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7, Философия. 2004. № 6. С. 94–103.



Мельникова О.Т. Фокус-группы: Методы, методология, модерирование: Учеб. пособ. для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2007.



Штейнберг И., Шанин Т., Ковалев Е., Левинсон А. Качественные методы: Полевые социологические исследования / Под ред. И. Штейнберга. СПб.: Алетейя, 2009.



Цылев В.Р. Об условиях, влияющих на становление характера // Вопросы психологии. 2001. № 5. С. 128–135.



Ядов В.А. Возможности совмещения теоретических парадигм в социологии // Социологический журнал. 2003. № 3. С. 5–19.
Раздел
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ