Социологические опросы в сети Интернет: возможности построения типологии

  • Айгуль Маратовна Мавлетова Государственный университет – Высшая школа экономики mavletova@yandex.ru

Аннотация

В статье предлагается основание типологии веб-опросов, опирающихся на представления о концептуальных объектах, на которые экстраполируются результаты исследований. Выделяется пять основных типов веб-опросов, где концептуальный объект приравнивается: к реальным участникам опроса; к посетителям конкретного Интернет-сайта; к определенным социальным группам; к пользователям Всемирной сети; совокупности, состоящей из пользователей и тех, кто не имеет доступ в Интернет.
Ключевые слова:
веб-исследования, онлайн-опросы, концептуальный объект, ошибка выборки, ошибка охвата, ошибка неответов, панельные исследования, социальные сети, труднодостижимые группы

Биография автора

Айгуль Маратовна Мавлетова, Государственный университет – Высшая школа экономики
аспирант факультета социологии

Литература

Докторов Б. Онлайновые опросы – обыденность наступившего столетия // http://pseudology.org/Gallup/On_line_Polls.htm.



Онлайн исследования в России: Тенденции и перспективы / Под ред. А.В. Шашкина, М.Е. Поздняковой М: ИС РАН, 2006.



Онлайн исследования в России 2.0 / Под ред. А.В. Шашкина, И.Ф. Девятко, С.Г. Давыдова. М: РИЦ «Северо-Восток», 2010.



Couper M. Web Surveys: A Review of Issues and Approaches // Public Opinion Quarterly. 2000. Vol. 64. No. 4. P. 464–494.



Crawford W. Survey Says... Or Does It? [Fun with Statistics] // EContent. 2004. Vol. 27. No. 11. P. 42–43.



http://www.misterpoll.com/about.htm (Доступ: 12.07.08).



http://www.nameofrussia.ru/about.html (Доступ: 13.05.08).



http://www.aapor.org/badandworsesamples (Доступ: 23.07.08).



Bethlehem J. Reducing the Bias of Web Survey Based Estimates: Discussion Paper 07001. Voorburg/Heerlen: Statistics Netherlands. January 2007. P. 1–36 .



http://www.aapor.org/whenrespondentsselectthemselves (Доступ: 29.07.08).



Kish L. Statistical Design for Research. N.Y.: John Wiley and Sons, 2004.



Berners-Lee T., Hendler J., Lassila O. The Semantic Web // Scientific American Magazine. 2001. Vol. 284. No. 5.



Brickley D., Miller L. FOAF Vocabulary Specification 0.9. May 2007 // http://xmlns.com/foaf/0.1.



Liu H. Social Network Profiles as Taste Performances // Journal of Computer-Mediated Communication. 2007. Vol. 13. No. 1.



Paolillo J.C., Wright E. Social Network Analysis on the Semantic Web: Techniques and Challenges for Visualizing FOAF // www.blogninja.com/vsw-draft-paolillo-wright-foaf.pdf.



Comley P. Innovation in Online Research – Who Needs Online Panels? // MRS Research Conference: Paper 36. Warrendale: MRS, 2003. P. 1–14.



Bandilla W. Web Surveys – an Appropriate mode of Data Collection for the Social Sciences? // Online Social Sciences / Ed. by B. Batinic, U-D. Reips, M. Bosnjak. Göttingen: Hogrefe & Huber Publishers, 2002. P. 1–6.



Coomber R. Using the Internet for Survey Research // Sociological Research Online. 1997. Vol. 2. No. 2 // www.socresonline.org.uk/socresonline/2/2/2.html.



Heckathorn D. Respondent-driven Sampling: A New Approach to the Study of Hidden Populations // Social Problems. 1997. Vol. 44. No. 2. P. 174–199.



Wejnert C., Heckathorn D. Web-based Network Sampling: Efficiency and Efficacy of Respondent-driven Sampling for Online Research // Sociological Methods Research. 2008. Vol. 37. P. 105–134.



Dillman D., Phelps G., Tortora R., Swift K., Kohrell J., Berck J., Messer B. Response Rate and Measurement Differences in Mixed-mode Surveys Using Mail, Telephone, Interactive Voice Response (IVR) and the Internet // Social Science Re¬search. 2009. Vol. 38. No. 1. P. 1–18.



Sarris W. Ten Years of Interviewing Without Interviewers: The telepanel // Computer Assisted Survey Information Collection / Ed. by M. Couper, R. Baker, J. Bethlehem, C. Clark, J. Martin, W. Nicholls II, J. O’Reilly. N.Y.: John Wiley and Sons, 1998. P. 409–429.



Dennis J., Li R. Effects of Panel Attrition on Survey Estimates // Paper Presented at the Annual Conference of the American Association for Public Opinion Research. Nashville. May 2003. P. 1–17.



Callegaro M., DiSorga C. Computing Metrics for Online Panels // Public Opinion Quarterly. 2008. Vol. 72. No. 5. P. 1008–1032.



Rivers D. Probability-based Web-surveying: An Overview // Paper Presented at the Annual Conference of the American Association for Public Opinion Research. Portland. May 2000.



Hoogendoorn A., Daalmans J. Nonresponse in the Recruitment of an Internet Panel Based on a Probability Sample: Discussion Paper 08007. Voorburg/Heerlen: Statistics Netherlands, 2008. P. 1–28.



Докторов Б.З. Реклама и опросы общественного мнения в США: История зарождения. Судьбы творцов. М.: ЦСП, 2008.
Раздел
ОНЛАЙН-ОПРОСЫ