Опыт совместного использования закрытых и открытых вопросов при изучении толерантности

  • Анна Валерьевна Пашкевич Государственный университет – Высшая школа экономики pashkevich.anna@gmail.com

Аннотация

В статье рассматриваются различные методики измерения феномена «толерантность» и обосновывается целесообразность совместного использования закрытых и открытых вопросов для изучения этого феномена. Приводятся результаты социологического исследования старшеклассников и иллюстрируется то, как открытые вопросы не только расширяют познавательные возможности инструментария, но и способствуют адекватной интерпретации ответов на закрытые вопросы-меню.
Ключевые слова:
толерантность, нетерпимость, открытые вопросы, закрытые вопросы, анализ текстов

Биография автора

Анна Валерьевна Пашкевич, Государственный университет – Высшая школа экономики
аспирант

Литература

Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами. М.: Высшая школа, 1989.



Ноэль Э. Массовые опросы: Введение в методику демоскопии. М.: Прогресс, 1978.



Gallup G. Quintamensional Plan of Question Design // Public Opinion Quart. 1947. Vol. 11. P. 385–393.



Асмолов А.Г., Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. О смыслах понятия «толерантность» // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. М., 2001.



Психодиагностика толерантности личности / Под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой. М.: Смысл, 2008.



Шапиро В.Д., Герасимова М.Г., Епихина Ю.Б., Сьянова Н.Б. Подростки и юношество в многонациональной Москве: формирование этнического самосознания и межэтнических отношений // http://www.isras.ru/INAB_2007-3.html.



Архив социологических исследований Левада-Центра: Отношение россиян к людям других национальностей // http://www.levada.ru/press/2005111101.html.



Маслова О.М. Познавательные возможности открытых и закрытых вопросов // Социологические исследования. 1984. № 2. С. 129–138.



Преподавание прав человека в 6-8 классах средней школы: Книга для учителя. В 2 т. М.: Издательство «Реал-А», 2000.



Мифология вражды: познание и преодоление: Факультативный курс для старших классов. М.: Права человека, 2003.
Раздел
ИЗМЕРЕНИЯ В СОЦИОЛОГИИ