Анализ настроений методом структурно-логической типизации

  • Светлана Гавриловна Климова Институт социологии РАН sgklimova@mail.ru
  • Елена Геннадьевна Галицкая Государственный университет – Высшая школа экономики; Фонд "Общественное мнение" galicelena@yandex.ru

Аннотация

В статье предлагается концептуальная модель и процедура типологического анализа настроений на примере репрезентативного исследования, проведенного среди российских рабочих. В анализе используется метод структурно-логической типизации, в основе которого – многоэтапная кластеризация и процедура выделения «ядер кластеров». Описываются типы рабочих, выделенных по характерным для каждого типа настроениям.
Ключевые слова:
настроения, эмоции, поведение, рабочие, кластерный анализ, классификация, типология

Биографии авторов

Светлана Гавриловна Климова, Институт социологии РАН
кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник
Елена Геннадьевна Галицкая, Государственный университет – Высшая школа экономики; Фонд "Общественное мнение"
доцент ГУ–ВШЭ; заведующая отделом обработки и анализа данных ФОМ

Литература

Психология эмоций: Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: МГУ, 1984.



Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков / Пер. с англ. А.Д. Шмелева; Под ред. Т.В. Булыгиной. М.: Языки русской культуры, 1999.



Тощенко Ж.Т. Социальное настроение – феномен современной социологической теории и практики // Социологические исследования. 1998. № 1. С. 21–34.



Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. М.: Academia, 2007.



Парыгин Б.Д. Общественное настроение. М.: Мысль, 1966.



Штомпка П. Социология: Анализ современного общества М.: Логос, 2005.



Татарова Г.Г. Метаметодики анализа данных как средства концептуализации // Россия реформирующаяся: Ежегодник-2003. М.: ИС РАН, 2004. С. 75–90.



Галицкий Е.Б., Климова С.Г. Возможности процедур многомерного статистического анализа при изучении ценностной дифференциации общества // Социологический журнал. 2002. № 3. С. 69–97.



Татарова Г.Г. Основы типологического анализа в социологических исследованиях. М.: Издательский дом «Высшее образование и наука», 2007.
Раздел
МНОГОМЕРНЫЙ АНАЛИЗ ДАННЫХ